17.02.2013 Работы лауреатов V Всероссийского Конкурса по краеведению. «На камне веры»
- На интернет ресурсе «Образовательный портал СЛОВО» размещена Работа лауреатов V Всероссийского Конкурса по краеведению. «На камне веры»
- «История храма села Урусово и судьбы его прихожан в XX веке»
- Авторы: Морозов А. В., Кучерова Валерия, Стрелюхина Мария
Введение
В нашей школе действует кружок «Православное краеведение», который мы посещаем с 8 класса. Однажды мы прочитали исследовательскую работу выпускников нашей школы об истории храма во имя Казанской иконы Божьей Матери села Урусово[1]. Перед нами предстала история Православия нашего родного края. Мы поразились величию храма, побывав в селе Урусово. Наш руководитель отметил, что в истории храма осталось много белых пятен, которые мы решили восполнить.
Цели работы
1. Воссоздать историю храма в ХХ веке
2. Содействовать восстановлению памяти бывших священнослужителей и прихожан храма
Задачи исследования
1. Собрать и обобщить сведения об истории храма в советское время
2. Выявить имена и изучить судьбы священнослужителей и прихожан в период сталинских репрессий
3. Установить контакт с людьми, которые помнят время, когда храм действовал
Методы исследования:
· изучение и обобщение литературы,
· анализ опубликованных (печатных) источников,
· анализ архивных (в т.ч. личного архива) документов,
· анализ видеоматериалов (фотографий),
· беседа, интервью.
Объект исследования: храм во имя Казанской иконы Божьей Матери.
Предмет исследования: судьбы прихожан и священнослужителей.
Для более полного понимания судеб верующих в эпоху воинствующего атеизма мы, по совету научных руководителей, познакомились с трудом священника Кирилла Краснощёкова «Следственное дело епископа Вольского Германа (Косолапова) и иерея Михаила Платонова как источник изучения духовно-нравственного состояния российского общества»[2]. Нам открылась историческая трагедия противостояния Церкви и власти в 20–30-е гг. ХХ века. Мы познакомились и с другими книгами, которые помогли более грамотно осветить проблему взаимоотношений Церкви и государства в советский период.
Работу мы разделили на две части. В первой – рассматривается история храма и людей, служивших в нем и пострадавших в годы сталинских репрессий. Необходимость во второй части возникла, когда мы, пообщавшись с И.И. Лежниной (внучатой племянницей урусовского священника П.Н. Лебедева), узнали историю семьи Лебедевых в эпоху сталинизма; во второй части мы представили эту историю.
Новизна исследования заключается в том, что подробно восстановлена история храма в советский период, удалось собрать бесценные воспоминания о храме. В работе использованы документы Государственного архива Саратовской области (ГАСО), архива городского Ртищевского исполкома (АРГРИ), архива Ртищевского муниципального района (АРМР), а также копии следственных дел из архива ФСБ, полученные от И.И. Лежниной.
- …
II. Трагическая судьба семьи Лебедевых в эпоху сталинизма
1. Два брата – одна судьба: Лебедевы – «враги народа»
Свою службу в храме с. Урусово Лебедев Николай Платонович начал в 1880 г., когда был назначен настоятелем церкви Казанской иконы Божьей Матери (см. Приложение 14). В семье Лебедевых было семеро детей: четыре сына (Николай 1870 г.р., Алексей 1873 г.р., Владимир 1879 г.р., Михаил 1881 г.р.) и три дочери (Нина 1884 г.р., Надежда 1886 г.р. и Ольга 1889 г.р.)[28] Все дети получили хорошее образование. Надежда Николаевна в 1903 г. вышла замуж за священника Ивана Владимировича Пикинского (1881–1939)[29], который стал дедушкой Лежниной И.И.
Лебедеву Николаю Платоновичу не суждено было дожить до периода сталинских репрессий, он скончался 21 февраля 1908 г., а его дети сполна испили горькую чашу этого периода. Владимир Николаевич Лебедев закончил три курса Саратовской духовной семинарии в 1898 г., с 1904 г. в Саратове служил иподиаконом и помощником эконома Архиерейского Дома. Его отношение к своему долгу – ответственность, серьезный, глубокий подход к службе – иллюстрирует прошение от 1910 г. на имя Преосвященнейшего Гермогена, Епископа Саратовского и Царицынского, с просьбой о предоставлении священнического места[30]. В годы смут и гонений на Церковь и священнослужителей Владимир Николаевич вынужден был покинуть прежнее место службы, уехав в Ставропольский край (так делали многие), но службу не оставил, также преданно исполнял свой долг, приобщая людей к вере. Однако суровая участь не обошла его стороной. В апреле 1937 г. он был переведен в церковь с. Ипатово Ставропольского края. Здесь он пользовался большим уважением, доверием со стороны прихожан. Всю жизнь Владимир Николаевич учил добру, порядочности, совести, чести, смирению, в тяжелые годы лихолетий помогал выдерживать испытания, давал надежду на будущее.
18 сентября 1937 г. Владимира Николаевича арестовали. При аресте в анкете в графе “состав семьи” он указал, что одинок. Таким образом он спас от преследований и неминуемой гибели своих близких. Против него было выдвинуто обвинение в контрреволюционной деятельности, направленной на развал колхозов, «срыв посевной». Были сфабрикованы показания. Владимир Николаевич честно отвечал: «Я активно вел среди верующих колхозников призыв к религии», но обвинение в контрреволюционной деятельности не признал. Священник выполнял свою работу, проповедовал среди людей, при этом не боялся власти. Такие люди заслуживают уважения. Но, как оказалось, они были самыми опасными для власти, ведь их нельзя купить, договориться, их можно только запереть за тюремными дверями или расстрелять. Решением Тройки, которое принималось без участия обвиняемого, Владимир Николаевич был расстрелян 20 сентября 1937 года[31].
Впоследствии Владимир Николаевич Лебедев был реабилитирован[32].
Другой сын Лебедева Н.П. – Алексей – также пошел по стопам отца. В марте 1929 г. он был арестован и обвинен по статье 58-10 УК в антисоветской агитации. Из выписки следственного дела Лебедева А.Н. видно, что главным поводом к обвинению стало то, что батюшка ходил по домам, записывая желающих примкнуть к религиозной общине, при этом вступал с комсомольцами в прямые споры о Боге и выступал с критикой советской власти и коллективизации. Читая внимательно дело, можно видеть, что в отношении священника выдвигали самые нелепые обвинения[33]. Изученные нами следственные дела на самом деле являются доказательством вины не человека, а власти, которая творила страшное беззаконие. Алексей Николаевич Лебедев был приговорен к 3 годам административной высылки и реабилитирован в феврале 1994 г.
Не обошли репрессии и Пикинского Ивана Владимировича, мужа Надежды Николаевны Лебедевой, которая до ареста мужа не дожила. Иван Владимирович был арестован 5 марта 1935 г.; вместе с ним арестовали его сестру Александру Пикинскую, Алексея Корбакова, Сергея Николаевича Лебедева (внука Лебедева Николая Платоновича). ОСО при НКВД СССР 13 июля 1935 г. вынесло обвинительный приговор по ст.58-10 УК РСФСР: «антисоветская агитация, участник террористической группы». 26 июля 1935 г. Иван Владимирович был препровожден этапом в Красноярск в распоряжение УНКВД на особый учет. Вернуться на волю батюшке было не суждено: он скончался в 1939 г. от инфаркта[34].
2. Лежнина Ираида Ивановна: «Нельзя занимать позицию постороннего наблюдателя!»
В переписке с Лежниной И.И. я, Стрелюхина Мария, попросила ответить на вопрос: «Каково Ваше отношение к сталинской эпохе?» Ее письмо (полный ответ – в Приложении 30) произвело на нас сильное впечатление. Сколько людей было уничтожено, и сколько судеб покалечила безбожная власть! И как же много людей, которые слепо верили в обещания, не задумываясь о том, что же происходит в реальности. Многие теряются как личности и слепо идут туда, куда им скажут. А для многих всё абсолютно безразлично, и это безразличие порождает страшные преступления. Ведь кто доносил, допрашивал, лжесвидетельствовал, расстреливал? Представители народа. В одной из статей академик Д.С. Лихачёв писал: «Апостол Павел говорит: „Не сообразуйтеся веку сему, но преобразуйтеся обновлением ума вашего, во еже искушати <испытывать> вам...“ Это говорит о том, что не следует подражать слепо тому, что „век сей“ внушает, но иметь с „веком сим“ другие, гораздо более активные отношения — на основе преобразования себя „обновлением ума“, то есть на основе здравого различения, что в „веке сем“ хорошо и что плохо»[35].
К сожалению, не все поняли, что хорошо, а что плохо. Многие в угоду себе пошли за безбожной властью, разрушая и уничтожая святыни своей страны, убивая священников и мирян. Но, как мы знаем из Евангелия, слава земная и богатства ничто для человека, если он душу свою погубил.
Наша работа была бы неполной без мнения священника о страшном периоде сталинских репрессий. Протоиерей Иоанн Бештень дал собственную оценку эпохе сталинизма: деспотичная власть не может возникнуть в пустоте, сам народ создаёт для нее благоприятную почву своими грехами. Господь даёт людям такую власть, чтобы они одумались и пришли к Богу с покаянием[36].
- ...
- Полный текст статьи можно посмотреть на: